Первые шаги

Первые шаги

Человек, входящий в православный храм, прежде всего,  должен помнить, что храм – это святое место. Эта святость храма требует и соответствующего благоговейного поведения.

 

Одежда

В храм необходимо приходить в приличной чистой одежде. Одежда не должна быть вызывающей или яркой.

При входе в храм мужчины снимают головные уборы, а женщины традиционно покрывают голову платком или шарфиком. Кроме того женщины должны быть одеты в юбки или платья не выше колен. Не следует также женщинам приходить в храм в брюках, а мужчинам в шортах или спортивном костюме. Женщинам необходимо воздержаться от использования косметики и украшений.

Дети в храме должны быть всегда под присмотром родителей. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить. Если не получается можно на время выйти из храма.

 

Основные правила поведения

Общие

Перед входом или выходом из храма необходимо перекреститься и поклониться. Также необходимо поступить и войдя в притвор храма.

 

При входе в храм располагается церковная лавка, где можно приобрести свечи, иконы и церковные книги, а также подать записки о здравии и упокоении.
Желательно прикладываться к иконам и ставить свечи до начала богослужения.

 

В храме не должно разговаривать, смеяться или шутить.

 

Самое святое место в храме – алтарь, всегда обращенный на восток. Поэтому недопустимо поворачиваться спиной к алтарю.

 

Фото и видеосъемка в храме разрешаются  только после благословления священнослужителей и, в основном, при совершении церковных таинств.

 

На всей территории храма запрещается курить и употреблять спиртные напитки. Не допускается и вход в храм с животными.

 

Женщинам в определенные физиологические периоды (т.н. критические дни)  допускается войти в храм, но при этом не прикладываться к святыням и не участвовать в таинствах Церкви.

 

Во время богослужения

Если в храме идет богослужение, то необходимо с особой  осторожностью  подойти к иконам и подсвечникам, чтобы не помешать людям, молящимся в храме.

 

Если Вы вошли в храм во время особо важных частей богослужения – чтения Евангелия, Херувимской песни или Евхаристического канона, то следует остановиться при входе и дождаться их окончания.

 

Во время богослужения принято стоять, но если при этом человек испытывает трудность, то можно присесть на скамьи, находящиеся в храме.

 

Когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.

 

Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, разговаривать по телефону. Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим.

 

Устройство православного храма

Внешнее устройство

Никольский морской соборКолокольняПравославный храм отличается от других сооружений и зданий. Чаще всего в своем основании он имеет форму креста, чем подчеркивается значимость крестной смерти Спасителя для всех последующих поколений людей. Иногда в форме корабля, что символизирует что Церковь, как кораблю ведет нас к тихой пристани спасения. Иногда в основании лежит круг – символ вечности.
Здание храма обычно венчается  куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Различное количество глав на храме также имеет определенное символическое значение: две главы означают два естества Божественное и человеческое в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву.

 

 

Внутреннее устройство храма

Внутри храм делится на три основные части:
— алтарь;
— средняя часть, или, собственно, церковь;
— притвор.

В притворе в первые века христианства стояли те, кто готовился к таинству Крещения. Иногда в притвор посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д.

В средней части стоят все верующие во время богослужений.

 

ИконостасАлтарь – самая важная часть храма. Он обычно находится на возвышении и отделен от средней части храма особой перегородкой с иконами, которая называется иконостасом.

Храм обыкновенно строится алтарем обращенным на восток – сторону, где восходит солнце, поскольку главу Церкви —  Иисуса Христа верующие называют «Солнцем Правды». Каждый храм освящается в честь того или иного события Священной Истории, иконы Божией Матери или святого.

В алтаре совершаются богослужения и находится главная святыня – престол, который представляет из себя особо освященный стол, накрытый особыми облачениями. К нему могут прикасаться только священнослужители.
Престол

С левой стороны от престола находится жертвенник – стол, также облаченный специальными одеждами и  на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

 

Иконостас, отделяющий алтарь от основной части храма имеет трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Жертвенник

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Перед иконостасом имеется возвышение, которое называется солея, а центральная часть солеи перед царскими вратами называется амвон. На нем диакон произносит ектении, читается Святое Евангелие и совершается причащение верующих.

По краям солеи располагаются клиросы – места для чтецов и хора.

В храме имеется еще канун или канон, с изображением распятия и рядами подсвечников. Находится он обычно в правой или левой части храма.Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

 

Священно и церковнослужители

Совершители богослужения в храме разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.
2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужения.

 

Священнослужители

Епископ

СвященникСвященнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три:

1) епископы;
2) пресвитеры (священники);
3) диаконы.

Епископ — это высшая степень священства в Церкви. В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом, т.е. первым из епископов.
Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук.
Вторую степень священства составляют священники, пресвитеры (пресвитер означает  «старший»). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) учить народ, б) совершать церковные службы, в) совершать таинства, кроме таинства Священства. Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.Диакон

 

Протоиерей (первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Иереи из монахов называются иеромонахами.
Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве — иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств самостоятельно, а только помогают епископам и священникам при их совершении.

 

Церковнослужители

ЧтецЦерковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками и пономарями).

 

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии — все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме, все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.